Бур » 23-04-2003 21:01
Один в тундре
Каждый год ульяновец Юрий Орлов отправляется в глухую тундру Ненецкого автономного округа. Он остается совершенно один в радиусе сотен километров в местах, где порой не ступала нога человека. И все это ради того, чтобы наловить хариусов в дикой северной речке. Рыбачить на Волге Орлов не любит.
Экстрим по-ненецки
В северный город Нарьян-Мар Юрий Орлов впервые попал лет двадцать назад, когда проходил там срочную службу. И так прикипел к холодному краю, что до сих пор не может о нем забыть.
- Там такая природа! - восторженно рассказывает Орлов корреспонденту "Известий". - В сентябре все расцветает. Красота такая, что никакие самые совершенные технические средства ее не смогут передать...
О речке Белой Юрий узнал от местных жителей. Находится она километрах в двухстах от Нарьян-Мара. Поблизости нет ни одного поселка, места совершенно дикие. Ненецкие старожилы поведали Юрию о том, что в Белой водится невиданных размеров рыба хариус, а воздух там особенный - целебный, якобы жизнь человеку продлевает. И загорелся Орлов посмотреть на эти сказочные места. Долго готовился. Одному в тундре остаться - не шутки. Это как школа выживания.
- В первый раз я вообще не представлял, куда еду, - вспоминает Юрий. - Прикинул по карте, где мне лучше высадиться. Друзья-авиаторы сразу предупредили, что возле Белой вертолет сесть не сможет. Но до места меня доставили. Вертолет завис в воздухе, я спрыгнул вниз, вслед за мной покидали мои вещи. Так впервые я попал в дикую тундру. Первое, что поразило, - тишина. "Оглушительная" тишина, когда даже уши закладывает. Птицы не поют, деревья не шумят - нет их здесь. И только речка буквально "звенит". И шум вертолета уже стих. И даже в груди как-то ноет. Понимаешь, что остался здесь совершенно один на сотни и сотни километров вокруг. Хоть песню пой, хоть волком вой!
Чудо-рыба хариус
Однажды порыбачив в глухой тундре, Орлов уже не мог спокойно ловить рыбу в другом месте. Его тянуло на Белую. С тех пор практически каждый год Юрий ездит туда, даже спустя пять лет, когда уже приехал в Ульяновск. На родине Ленина приятели поначалу удивлялись: "Вот чудак, под носом Волга, а он в вечную мерзлоту рвется!" Да и супруга считала, что сбережения и отпуск можно было бы использовать по-другому, например, съездить на юг. Но Орлов был непреклонен. "Ловить хариуса - это вам не в грязной Волге плескаться, - говорил он. - Хариус - рыба умная. Все знает, что на берегу делается..."
Вскоре друзья привыкли к хобби Орлова, а жена смирилась. И как только приближается позднее лето, Юрий собирается в дорогу. За свой счет летит он в Нарьян-Мар. Оттуда все те же приятели - бывшие сослуживцы отправляют его на вертолете попутным рейсом на дикую реку. Как обычно, "сбрасывают" с вертолета вместе с вещами. И оставляют недели на две - до следующего попутного рейса.
Здесь Юрий ставит палатку. Складывает всю припасенную провизию, а сам отправляется на поиски хариуса.
- Хариус - совершенно потрясающая рыба, - считает Орлов, - живет под речными камнями. Каким-то образом слышит, видит все, что над водой происходит. И одна особь никогда не зайдет на территорию другой. Так что, если хариуса выловил, можешь не искать поблизости другого. Надо идти дальше - вниз или вверх по реке. Этим я в тундре и занимаюсь. Таким образом мне удается добывать даже трехкилограммовых хариусов. Где еще такое чудо увидишь! Попутно и форель, и семгу ловить доводилось...
Один на один с ураганом
Одна из рыбалок на речке Белой едва не стоила Орлову жизни. Как обычно, остался он один посреди тундры. Наметил было обычную программу, но тут откуда ни возьмись налетел сильный ураган. К капризам погоды Орлов готов не был.
- Я и не предполагал, что такой ветер может подняться, - рассказывает Юрий. - А я, чудак-человек, даже палатку как следует не закрепил - так хотелось быстрее удочку в руки взять. А буря все нарастала, и в считанные минуты мою палатку ураганным ветром вырвало и потащило по земле. Я схватился за растяжку своего вмиг разнесенного жилища. Меня мотало из стороны в сторону. Потом в спине что-то сильно хрустнуло, боль такая, что нет сил терпеть. А я держусь руками за палатку, не отпускаю. И так не знаю сколько времени - пока буря не стихла. А потом ничего не помню - совсем сознание потерял.
Юрий даже не знал, что за травму он получил. Знал только, что помощи ждать неоткуда. Вертолет прилетит через две недели. Вокруг - ни души.
- Это было ужасно, ведь я долгое время не мог даже пошевелиться, - вспоминает Орлов. - Представляете состояние души: одиночество, мрак, даже страх... Полагаться не на кого, и остается самому бороться за выживание. С большим трудом мобилизовал все свои физические и душевные силы. Знал одно: я обязательно должен двигаться. Буду лежать и ждать - погибну.
Поначалу Юрий стал через силу шевелить пальцами, потом ползком добрался до провизии. Все время старался двигаться как мог... Через некоторое время он уже смог самостоятельно разжечь старенький примус "Шмель". А через несколько дней взял в руки удочку. К возвращению вертолета Орлов сумел даже порыбачить. К счастью, травма оказалась не слишком опасной - когда ураган ударил Юрия о землю, у него произошло смещение нескольких позвонков. Правда, лечить спину Орлову пришлось довольно долго. Ну а в августе он готовится к очередной поездке в тундру...
По следам чудака
Об увлечении ульяновского рыбака вскоре поползли всевозможные слухи. "Что же там такого на этой речке, что человек жизнью своей готов рисковать?" - дивился народ. Орлова знали даже таможенники: "Люди на Север фрукты везут, а он, как обычно, двухлитровую банку с... червями!"
- Слух о речке Белой зашел так далеко, что, боюсь, вскоре это дивное место перестанет быть глухим и безлюдным, - смеется Юрий. - В одну из предпоследних поездок я увидел на Белой плот с людьми и обалдел. Откуда здесь люди?! Те причалили и рассказали, что очень много слышали о здешних местах. Они оказались москвичами. Целый год, говорят, готовились к этой поездке, деньги копили, моральных сил набирались - так мечтали своими глазами на Белую посмотреть. Потом они отправились дальше, вниз по реке. Честно говоря, оставаться рядом не было смысла.
То, что народ повалил в тундру в поисках приключений, Орлова не сильно беспокоит. Он собирается менять свои места "дислокации". Неизведанных земель здесь много.
- Я люблю тундру, да и она ко мне благосклонна, - улыбается Орлов. - Пока брожу здесь, множество самоцветов собираю - аметистов, агатов. А однажды даже небольшой алмаз нашел. Есть здесь и золото. Но его надо в речке намывать. А я этого делать не собираюсь - я ж половить хариуса приехал...
Рыба ищет там, где глубже, а человек там, где рыба есть.