Многие знают, что под патронажем нашего Клуба и амуты Исрафиш находится рыболовный кружок в школе для трудных подростков "Нирим". Но даже те, кто знают, не всегда понимают о чем идет речь. Ниже приведена статья, написанная членом амуты Исрафиш и преподавателем в школе-интернате "Нирим" Борей Эпштейном, из которой вы сможете составить представление о нашей работе, и возможно оказать помощь.
Здравствуйте, мы из "Нирим"
Вот уже скоро три года , как в Израиле создана амута со странным названием "Нирим". Наше название не поддаётся переводу, и на всех языках мира оно будет звучать одинаково. Это потому, что "Нирим" происходит от имени парня, бойца израильского морского коммандо, погибшего во время боевой операции в Шхеме. Звали парня Нир Кричман. Поэтому мы – Нирим, и поэтому нашим соучредителем и шефом явояется знаменитая 13 флотилия (шайетет 13).
По сути, "Нирим" - это школа интернат для тех, кого в России было принято называть "трудными детьми", а сейчас называют подростками группы риска. Только наши воспитанники – подростки группы высокого риска. Это дети, о которых "сломали зубы" не только государственные воспитательные учреждения, но и все существующие в стране частные и общественные учреждения открытого и полузакрытого типа. В большинстве своём это нормальные и даже очень способные ребята, которым здорово не повезло в жизни. Кому-то не повезло с семьёй, кому-то – с друзьями, а кому-то и покруче, особенно девчонкам. В результате – крайне низкая самооценка, тотальное недоверие к миру вообще и к миру взрослых в частности и усталость, усталость и равнодушие. Усталость от этой собачьей жизни. Такая усталость, что в пору иным взрослым. Равнодушие ко всему и прежде всего к себе самим. Ограничусь этим, хотя только описывать этих детей – можно написать книгу. Куда там Диккенсу!
Мы принимаем детей в основном по направлениям системы социального обеспечения и только при условии, что подросток сам этого хочет. Каждый наш воспитанник может уйти от нас, если решит, что у нас ему плохо. При этом он знает, что уйти от нас гораздо легче, чем потом вернуться. И вообще, у нас трудно. Во-первых, железные правила поведения (мы не любим слово дисциплина). Наши правила разумны, целесообразны и в принципе совпадают с общечеловеческими. Во-вторых, учёба с 8 часов утра до 4 часов дня. Те, кто у нас выдерживают, получают полный академический багрут и могут поступать в университеты. Ни одно учреждение нашего типа этого не делает. Более того, принято считать, что полный академический багрут для наших воспитанников вещь недостижимая. В-третьих, у нас очень трудно физически. По крайней мере 90 дней в году наши воспитанники проводят в полевых условях: начиная от ночёвок в лесу и кончая экстремальными многодневными походами в режиме выживания. Кроме того, наши дети лазают по скалам, плавают под водой, управляют лёгкими парусниками и даже занимаются спортивной рыбалкой. И вот об этом – поподробнее.
Со дня основания нашего интерната в нём работает рыболовный кружок. Это, конечно, не для всех, а только для желающих. Пока недостатка в таковых не было. Кружок очень популярен, в том числе среди девочек. Для детей это просто рыболовный кружок. Для нас, сотрудников интерната, всё гораздо сложнее. Наше учреждение относится к категории терапоидных (мосад типули). Мы осуществляем педагогическую, психологическую и социальную терапию, то есть, коррекцию состояний, выходящих за пределы нормы. Поэтому наш рыболовный кружок тоже терапоидный, и с этим связаны некоторые его особенности. Кстати, насколько нам известно, наш кружок не имеет аналогов в мире. Вот далеко не полный перечень состояний, которые мы стараемся исправить и связанных с ними особенностей нашего кружка:
Проблемы внимания и концентрации. Тут, я думаю, объяснения не нужны. Все знают, что такое быть всё время начеку, чтобы не прозевать поклёвку. В связи с этим мы избегаем некоторых технических новшеств, облегчающих эту задачу. Речь идёт прежде всего о сигнализаторах. Мы ими не пользуемся. Для нас важна концентрация внимания на удочке.
Расторможенность. Наши дети чрезмерно импульсивны, спонтанны. Они не приучены соотносить своё поведение с требованиями ситуации, с поставленными целями. Требования к поведению на рыбалке очень жёсткие, особенно когда справа и слева от тебя сидят другие рыбаки. Несоблюдение этих правил испортит рыбалку и нам и соседям. Мы очень педантичны в соблюдении этих правил.
Заниженная самооценка в странном сочетании с дутым самомнением (комплекс неполноценности всегда порождает манию величия). Это очень сложная штука! Здесь есть по крайней мере два основных аспекта.
Во-первых, доказать саимим себе, а заодно и всему миру, что мы чего-то стоим. По-этому сначала мы вообще не выпускали пойманную рыбу. Для нас важно было привезти улов в интернат, сдать его на кухню и накормить всех желающих свежей жареной рыбой. Дети часто брали часть улова домой, что составляло предмет особой гордости. Мы, конечно, с голоду не пухнем, но дать детям возможность почувствовать себя хоть немножко героями и добытчиками в глазах сверстников, воспитателей и родителей – крайне важно. На более продвинутом этапе мы начали выпускать мелкую и старую рыбу, а также сомов. Карп весом до килограмма у нас считается мальком и подлежит безусловному выпусканию. Карп весом более семи килограммов должен быть выпущен из уважения к его преклоннуму возрасту. Это решил не я, это наше общее решение. Теперь перед нами высший этап – выпускть всё. Природа – не бесплатный магазин! Чтобы прийти к этому, надо было понять, что выпускать рыбу – круто! Ребята (старожилы кружка) пришли к этому после того, как несколько раз, выпуская пойманную рыбу, буквально сорвали аплодисменты от многочисленных зрителей. Однако, совсем без доказательств успеха нам нельзя. Особенно новичкам. Идеальным решением была бы дигитальная камера, но её у нас нет и пока взять её неоткуда.
Выбор снасти тоже имеет огромное значение. Пока мы не доказали себе и всему миру, что мы умеем ловить, мы не могли позволить себе просиживать целые дни со спортивной оснасткой, в то время как соседи таскают карпов на самодур. Я, конечно, мог бы упереться, использовать свой авторитет и власть руководителя и волевым порядком запретить самодуры. Примерно этого ожидали от меня некоторые из членов амуты "Исрафиш". Боюсь, что я их разочаровывал, так как мы очень долго продолжали пользоваться самодурами. Цели кружка приходили в известное противоречие с целями амуты, но "ломать" процесс я не хотел. В нашем деле это чревато непоправимыми последствиями. Нужно было набраться терпения и ждать, пока ситуация созреет. Прорыв произошёл этой весной. Не буду утомлять вас анализом причин, но мы теперь ловим только на спортивные оснастки, причём только собственного производства. Оснастки прекрасно работают и мы готовы продать их всем желающим.
Теперь второй аспект. Редкий новичок приходит в кружок, не будучи уверенным, что уж он-то умеет ловить рыбу. Уж он-то покажет тут всем, как это делается! На нашем профессиональном языке это называется "неадекватная самооценка". Первое, что мы делаем с таким "корифеем", это предлагаем ему просто забросить карповик с 90-граммовым грузилом. При этом не скупимся на коментарии. Такой удар по самомнению выдерживают не все. Зато те, кто выдерживает, начинает следовать великому ленинскому правилу: учиться, учиться и ещё раз учиться! А учиться есть чему. Рыбалка – это профессия и высокое искусство!
Отсроченное удовлетворение. Одна из проблем наших воспитанников – неспособность смириться с тем фактом, что успех и связанное с ним удовлетворение приходят не сразу. Приходится ждать и тяжело трудиться на перспективу. Мы называем это "коротким дыханием". Воистину, в карповой ловле нужно иметь длинное дыхание. Нужно верить, что рыба будет, если не сейчас, то через пару часов, если не сегодня – то в следующий раз. При этом просто сидеть и верить мало. Нужно работать. Везёт тому, кто везёт. Как жаль, что нельзя сказать это на иврите!
Социальная изолированность. Жизнь поставила наших воспитанников вне общества. Общество взрослых предало их. Наш кружок позволяет нам показать детям, что не всё так черно в этом мире. Есть иной уровень взаимоотношений. Есть взаимное уважение и доверие. Есть неравнодушие и готовность помочь. Есть взрослые, которым эти подростки небезразличны. Конечно, на рыбалке всякое случается, но в большинстве случаев дети видят, как совершенно незнакомые люди помогают друг другу, считаются друг с другом, делятся не только знаниями и опытом, но и вещами вполне материальными. Про рыбака, который поделился с нами наживкой или с которым мы поделились оснастками дети давно перестали спрашивать:"Это твой друг?".
У нас действительно много друзей. Они помогают нам выезжать на рыбалку (на своих машинах!), они жертвуют нам снаряжение (увы, его всегда нехватает, а "Нирим" небогатая организация, существующая почти исключительно на пожертвования), они даже иногда дают уроки на теоретических занятиях кружка. Без них кружок просто не выжил бы. Мы благодарны всем, кто помогал, помогает и, мы надеемся, будет помогать нам. Нам нужна ваша помощь. Мы с благодарностью примем любую.
23-06-2006г. Борис Эпштейн.
Телефон для связи:
0545552028 Борис Эпштейн.
0545604822 Андрей Мазлин
Желающие сделать пожертвование могут сделать перевод (обязательно указать Нирим, как цель и сообщить по тел. 054-5604822 номер операции) или выслать чек на амуту Исрафиш (желательно с пояснительной запиской о цели пожертвования).
Данные счета амуты:
На английском:
===============
Israfish (r.a.)
Acc. 421738/04
Bank Leumi
Br. 882
Haifa
на иврите:
===============
Иврите:
===============
עמותת ישראפיש
421738/04
בנק לאומי
סניף נו"ש 882
חיפה
===============